Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной
идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России»
таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального
общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно
из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих
формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к
выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите
интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины,
внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства
можно развить в процессе разностороннего экологического образования
подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является
формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать
последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в
гармонии с природой.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда
обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой
своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в
свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит
в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к
родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной
трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка
культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к
государству.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно
осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и
государству, где живёт человек, начинается с детства.
Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших
взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на
детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о
том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности,
начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.
Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы
образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем
мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть
продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной
организации.
Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического
образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы,
проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей
дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать
новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по
формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования
экологической культуры ребёнка. Последующие ступени экологического образования
и воспитания будут реализовываться в рамках экологических природоохранных
социально-образовательных проектов «Эколята» (1-4 класс) и «Молодые защитники
Природы» (5-9 и 10-11 класс).
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» (в дальнейшем
– Проект) является новым инновационным инструментарием развития дополнительного
образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных
организациях российских регионов.
Цель Проекта
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений
к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности
любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у
ребёнка культуры природолюбия.
Задачи Проекта
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием
животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость,
величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и
природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы
для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих
способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и
окружающим его миром;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных
образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов,
подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви,
разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в
природоохранной и экологической деятельности.
Официальный сайт Всероссийского проекта "Эколята-дошколята": Эколята.рф
На официальном сайте Вы можете познакомиться со следующими документами:
Положение о Природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята»
Представители субъектов Российской Федерации – члены Программного комитета Проекта
Информационные партнеры Проекта
Учебное пособие «Азбука Природолюбия»
Образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы