Во всех видах деятельности человека требуется ориентировка во времени, чувство времени. Во времени живет и ребенок. А мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. Дошкольники связывают понятие времени с событиями хорошо им знакомыми и эмоционально привлекательными. Они начинают различать части суток, соотнося их с привычными для этих временных отрезков делами.
Воспитанники средней группы «Перепелочка» знакомились с частями суток. Сначала из рассказа воспитателя «Часики - часы» дети узнали, что у часов есть большая и маленькая стрелки, по которым мы определяем время. Рассматривали сюжетные картины по теме «Части суток», на которых изображена деятельность детей в разные отрезки времени: утром мы просыпаемся, умываемся, идем в детский сад; днем в детском саду - гуляем, играем, обедаем, в тихий час ложимся спать, а вечером идем домой, ужинаем, смотрим телевизор, потом наступает ночь - и мы спим. Затем ребята играли в дидактическую игру «Когда это бывает?», где упражнялись в различении понятий « утро-вечер», «день-ночь». А пальчиковая гимнастика «Часы и мышь» понравилась всем, и малыши с большим удовольствием выполняли все движения за воспитателем. Таким образом, точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятий создают реальные условия для формирования представлений о частях суток.
Утро наступает, солнышко встает,
Всех ребяток будит, в детский сад зовет.
День уж наступает, много дел у нас:
Погулять, покушать, и настал сон-час,
А потом мгновенно вечер подойдет,
Нас домой из сада мама заберет.
Вскоре ночь наступит, всем нам спать пора,
И спать мы будем крепко до самого утра!