Об основных рисках для потребителей рынка микрофинансовых услуг

Роспотребнадзор, по результатам исследования рынка микрозаймов, напоминает об основных рисках для потребителей рынка микрофинансовых услуг:

- снижение процента положительного решения о выдаче микрозайма МФО, включенными в государственный реестр и, как следствие, повышение количества обращений к МФО, находящимся в тени;

- практика легальных МФО, игнорирующая принципы ответственного кредитования и позволяющая предоставить дорогие микрозаймы закредитованным и безработным потребителям;

- игнорирование потребителями положений договора с МФО или нежелание ознакомиться с ними подробно, включая такие элементы договора как полная стоимость займа, количество, размер и периодичность платежей по займу, виды и суммы дополнительных договоров или платежей по займу, а также неустойки, штрафы и пени;

- использование микрозаймов не в только в экстренных случаях, когда срочно необходимы денежные средства, но и для совершения повседневных бытовых расходов;

- значительный процент потребителей услуг МФО со средним и ниже среднего уровнем финансовой грамотности, который предполагает недостаточные знания об МФО и оказываемых ими услугах, а также рисках, которые несут микрозаймы;

- недостаточное финансовое планирование, включая отсутствие дополнительных источников погашения микрозаймов, помимо заработной платы;

- непонимание рядом потребителей, что микрозаймы не предназначены для долгосрочных финансовых потребностей, которое не способствует поиску альтернативных вариантов заимствований;

- рост неоправданной долговой нагрузки заемщиков из-за начисления высоких процентов по микрозаймам;

- неправомерное использование персональных данных заемщиков в сети «Интернет»;

- растущее количество нелегальных игроков рынка микрофинансирования, превышающее число легальных МФО в три раза;

- растущее среднее значение полной стоимости кредита, в частности для микрозаймов сроком до 30 дней и на сумму до 30 тысяч рублей.

Как было отмечено на международной конференции Роспотребнадзора «Защита прав потребителей финансовых услуг: акцент на социально уязвимые группы населения», которая проводилась в рамках VI Всероссийской недели сбережений, Банк России впервые в этом году зафиксировал тренд на снижение количества обращений потребителей, хотя общее их количество остается достаточно высоким, а лидером по числу жалоб является сектор кредитования и страхования.

В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей в круглосуточном режиме работает горячая линия Роспотребнадзора по вопросам нарушений прав потребителей финансовых услуг 8-800-100-29-26.

Сотрудники «горячей линии» помогают гражданам в вопросах подачи обращений, а также оказывают содействие повышению информированности населения о правах потребителей на финансовом рынке.

Справочно

Аналитический центр НАФИ составил портрет типичного потребителя «займа до зарплаты». Исследование проведено в 2018 году по заказу Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП).

Согласно результатам исследования, потребителя микрозайма «до зарплаты» можно описать как среднестатистического россиянина со стандартным набором финансовых продуктов и услуг: кредитные и дебетовые карты, кредиты и займы. Основным источником его дохода является заработная плата. При этом основные расходы состоят из трат на услуги ЖКХ, продукты и лекарства, обслуживание машины, расходов на детей, оказания финансовой помощи родственникам. Также большинство потребителей микрозаймов считают, что финансовое положение их семьи среднее и ниже среднего.

Исследование показало, что цели оформления подобных займов напрямую связаны с экономическим положением региона. Так, в Москве микрозаймы «до зарплаты» в основном приходятся на покупку престижных товаров (мобильные телефоны, одежда), в регионах – для погашения долгов и кредитов, а также на нужды первой необходимости (продукты питания) и лечение. Женщины пользуются такой услугой в 1,8 раза чаще, чем мужчины.

В исследовании зафикисровано, что у четверти заемщиков (26%) размер микрозайма «до зарплаты» превышает их ежемесячный доход (у 11% - в 1,5 раза и у 15% - в 2 раза и более), у трети (33%) - превышает половину ежемесячного дохода. Как правило, у клиентов МФО уже есть кредит в банке: в Москве такая цифра составляет 58% респондентов, в то время как в регионах – 25-28%.

Большинство заемщиков знают дневную процентную ставку по своему займу. Однако, в целом, уровень финансовой грамотности заемщиков достаточно низкий:

· 54% потребителей услуг МФО не в курсе годовой процентной ставки по своему займу;

· 54% потребителей не проводят анализ условий предоставления той или иной финансовой услуги в различных компаниях на постоянной основе;

· больше половины потребителей в той или иной степени не понимают условий договора займа;

· 70% потребителей не ведут постоянный учет всех доходов и расходов;

· 18% потребителей считают, что можно не отдавать заем;

· более 60% потребителей не предпринимают никаких активных действий по сбережению или инвестированию средств.