Формирование культуры безопасного поведения дошкольников на дорогах в условиях современного города

Формирование культуры безопасного поведения дошкольников

на дорогах в условиях современного города

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учить.

По возможности – всё избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Т.Г. Хромцова

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Именно поэтому одной из основных задач нашего дошкольного учреждения является формирование правил безопасного поведения и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Решение данной задачи требует совместных усилий педагога, воспитанников и их родителей. Деятельность по формированию навыков безопасного поведения на дорогах является комплексной и предусматривает:

организацию разных форм работы с детьми через разные виды деятельности в режиме дня дошкольной группы с учётом возрастных особенностей детей;

повышение компетентности родителей посредством партнерских взаимоотношений (взрослые должны знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать детей как дисциплинированных пешеходов);

использование в педагогической практике современных образовательных технологий: здоровьесберегающих, проектных, личностно-ориентированного, деятельностного и социально-компетентностного подходов.

совершенствование предметно-пространственной среды.

Работа с дошкольниками нашего детского сада по формированию навыков безопасного поведения на дорогах организуется в соответствии с нормативными документами, в частности федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ФГОС ДО предусматривает образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» в рамках которой, изучается раздел ОБЖ (Основы безопасности и жизнедеятельности), одной из задач, которого является «Передача детям знаний о правилах дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортных средств». Решение данной задачи осуществляется в интеграции с другими образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Построение предметно-развивающего пространства по теме безопасности на дорогах в соответствии с возрастными потребностями ребёнка и деятельностным подходом, помогает формированию устойчивых навыков и самоконтроля в его поведении. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводится систематически и планируется на весь учебный год. Данная работа охватывает все виды деятельности. Полученные знания ребенок реализует в играх и применяет в окружающем мире.

В комплексной программе «От рождения до школы», реализуемой в нашем дошкольном учреждении, достаточно полно освещён раздел «Формирование основ безопасности». Учитывая этот факт, мы сделали попытку дополнить этот раздел образовательного процесса авторским содержанием. Коллективом педагогов нашего ДОУ была создана программа «Три сигнала светофора».

Данная система направлена на формирование безопасного поведения у детей 3-7 лет на дороге и имеет возрастные периоды: 3-4 года,4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно-образовательную систему, включающую все виды деятельности (игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, речевую, изобразительную, музыкальную, двигательную) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

На наш взгляд, под воспитательно-образовательной системой по основам безопасности жизни следует понимать целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью их интеллектуального, физического, нравственного, духовного развития и формирования опыта безопасного поведения.

Таким образом, мы ставим цель: создание системы работы по формированию у детей дошкольного возраста устойчивых знаний и прочных навыков культурного и безопасного поведения на улице, дороге и в транспорте.

Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике. 6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в дошкольном учреждении, которая включает:

Автогородок «Светофорик» с указателями и линиями разметки, выносными дорожными знаками, автотранспортом и светофором;

«Уголок безопасности»;

Мини-уголки безопасности в группах;

Мультимедийные электронные пособия «Подружись с дорожными знаками»;

Обучающие мультфильмы: "Уроки тетушки Совы", «Азбука безопасности со Смешариками», «Пешеходный переход», «Что такое светофор», научно-познавательный мультсериал "Фиксики";

Дидактические игры «Автошкола», «Узнай знак», «Светофор» и др.;

Макеты-лабиринты «Перекресток», «Дорога от дома до детского сада»

Информационные уголки для родителей;

Познавательно–агитационные материалы;

Иллюстративные стенды для детей и взрослых.

Для систематической работы с детьми в МБДОУ «Детский сад № 43» созданы «Уголки безопасности», которые имеют следующее содержание:

Дидактические, настольно-печатные игры по правилам дорожного движения «Куда едут машины», «Эволюция транспорта», «Я хороший», «Путешествие по городу», «Светофория»;

Строительные конструкторы с блоками среднего и маленького размера;

Модели машин: легковых и грузовых;

Атрибуты к сюжетно–ролевым играм «Дорога», «Автобус»;

«Маршрутные листы», где изображен путь от дома до детского сада;

Картинный материал с проблемными ситуациями на дороге;

детская художественная, энциклопедическая и справочная литература по основам безопасности;

альбомы со стихами и загадками, иллюстрациями фотографиями книжками-раскрасками, по основам безопасности, переносной лэпбук «Добропорядочный пешеход»; Мультимедийные электронные пособия «Правила дорожного движения», «Светофор», «Пешеходы на дороге», «Умный пешеход», «Азбука безопасности».

Для реализации поставленных задач используем следующие формы организации работы по обучению ПДД дошкольников:

● Непосредственная образовательная деятельность;

● Беседы;

● Дидактические, сюжетно-ролевые игры;

● Игровые тренинги;

● Рассматривание иллюстраций;

● Развлечения;

● Экскурсии, целевые прогулки;

● Решение проблемных ситуаций;

● Велосипедный кросс, катание на велосипедах, самокатах, роликовых коньках.

Организация всей нашей работы по воспитанию и формированию навыков безопасного поведения не дороге у ребенка-дошкольника строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве.

Принцип системности. Работа проводится систематически в течение учебного года в рамках перспективного плана при гибком распределении программного материала в соответствии с возрастом ребенка

Принцип учета условий местности.

Принцип интеграции.

Принцип координации деятельности педагогов. Формирование навыков безопасного поведения ребенка-дошкольника на дороге, знаний ПДД происходит во всех видах детской деятельности с участием не только воспитателей группы, но и всех специалистов ДОУ.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

При обучении правилам дорожной безопасности можно выделить несколько этапов.

Первый квартал – осень «Загорелся красный свет» (создание условий, информация об опасности на дорогах, правилах поведения).

Сентябрь: Декада безопасности дорожного движения.

Консультации, беседы с воспитателями по вопросам организации работы с родителями и детьми по пропаганде ПДД; оформление уголка в помощь воспитателю «Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения» в методическом кабинете;

В группах обновление и пополнение уголков безопасности, беседы с детьми «Улица полна неожиданностей», «Мчатся по улицам автомобили», игры-занятия, поисковые задания, чтение книг, рассматривание плакатов, целевые прогулки, встречи с сотрудниками ГИБДД. Внести макет светофора. Дать понятия о красном свете светофора.

Проведение родительских собраний, оформление стенда «Правила дорожные всем нам знать положено».

Октябрь:

Педсовет «Укрепление и сохранение здоровья детей»;

Тематические занятия по ПДД, разучивание стихов, творческие игры;

Оформление буклетов и памяток по ПДД для родителей.

Ноябрь:

Открытые занятия по ПДД;

Конкурс рисунков по ПДД;

Оформление фото-стендов для родителей «Отличный пешеход», «Дети, дорога, транспорт»

Второй квартал – зима «На светофоре желтый свет» (Гололед, плохая видимость на дорогах – предельное внимание)

Декабрь:

Непосредственно образовательная деятельность с детьми «Дорога и транспорт», «Светофор и его сигналы» (о чем говорит «желтый»);

Изготовление воспитателями модели перекрестка, подборка методического материала «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные ловушки»;

Помощь родителей в изготовлении пособий;

Памятки и советы для родителей по соблюдению ПДД в зимний период.

Январь:

Викторины, игры и занятия-тренинги с детьми;

Беседы с воспитателями «О порядке организации построения групп детей для следования по дорогам», «О порядке перехода проезжей части».

Анкеты для родителей по ПДД.

Февраль:

Формирование навыка «Остановись – посмотри» с детьми;

Встреча с воспитателями в методическом кабинете по новинкам работы с детьми и родителями по ПДД;

Буклеты, памятки для родителей «Внимание, гололед!», «Правила перевозки детей в автомобиле».

Третий квартал – весна. «Свет зеленый говорит – проходите, путь открыт» (практическое применение знаний, действия на зеленый сигнал светофора).

Март:

Тематический день «Пусть дорога будет доброй»;

Открытые занятия, обмен опытом у воспитателей; Изготовление книг и плакатов по ПДД совместно с детьми и родителями.

Апрель:

Обновление разметки в автогородке «Светофорик», подготовка знаков, атрибутов, техники, транспорта.

Посещение детьми подготовительных к школе групп СОШ № 13 – отрабатывание безопасного пути в школу;

Зарисовка родителями план-схемы безопасного пути в школу, детский сад;

Интегрированное занятие «На улицах большого города»

Май:

Неделя безопасности дорожного движения. Развлечение «Отличный пешеход», велосипедный кросс.

Экскурсии, походы «Безопасный путь в школу и домой»;

Буклеты, памятки для родителей с анализом детского травматизма «Пешеходом быть наука»;

Выпуск стенгазеты «Зеленый огонек»

Четвертый квартал – лето. «Красный, желтый, зеленый»

(Обобщение знаний о правилах дорожного движения, их самостоятельное применение)

Июнь:

Практическое занятие с детьми по ПДД, праздник для детей подготовительной к школе группы «Движение Вам без опасности»;

Обобщение опыта работы лучших воспитателей;

Развлечение «Три чудесных огонька»;

Июль, Август:

Итоговые игры-занятия в автогородке «Светофорик»;

Обновление уголка безопасности в детском саду и группах, автогородка «Светофорик», отчеты о проделанной работе, поощрение лучших детей, воспитателей, родителей.

Для работы педагогов в данном направлении в методическом кабинете имеется весь необходимый материал:

нормативные документы по данной проблеме;

методическая и детская литература;

периодическая печать (газета «Добрая дорога детства» - выписывается в течение нескольких лет);

плакаты;

слайды;

методические рекомендации;

конспекты занятий;

сценарии развлечений разработанные нашими педагогами и педагогами других ДОУ; разработаны планы мероприятий по предупреждению дорожно-транспортного травматизма

Агитбригада «Светофорик» признана лучшей агитбригадой среди дошкольных учреждений в 2012 году.

Необходимым условием успешности нашей работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге является сотрудничество детского сада с ГИБДД. Встречи с инспекторами стали традиционными. Наши воспитанники с удовольствием общаются и обсуждают проблемы дорожного движения с инспектором. В течение учебного года одну неделю в квартал проводятся тематические акции: «Внимание дети», «Дорожная азбука», «Зимние каникулы», «Летние каникулы» посвящая работе по изучению ПДД целиком, с целью «погружения» ребёнка в данную проблему. Планирование всех видов деятельности не только ребёнка, но и всего коллектива учреждения.

Систематическая работа педагогов и родителей детского сада помогает нашим детям быть уверенными на дороге, способствует снижению травматизма среди детей.

Список литературы

1. Авдеева, Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина, Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

2. Белая, К.Ю., Зимонина, В.Н., Кондрыкинская, Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.

3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 368 с.

4. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2 – 64 с.

5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.