ПОТРЕБИТЕЛЬ И ЗАКОН. МОЖНО ЛИ ФОТОГРАФИРОВАТЬ ТОВАР В МАГАЗИНЕ?



Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила) урегулирован спорный момент по возможности фотографирования реализуемой продукции  на территории торговых предприятий, который неоднократно возникал у потребителей.

Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила) урегулирован спорный момент по возможности фотографирования реализуемой продукции  на территории торговых предприятий, который неоднократно возникал у потребителей.

В Правилах указано, что «на торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации».

То есть, покупатель, в соответствии с Правилами, имеет право фотографировать необходимую ему информацию, предоставление которой установлено законодательством о защите прав потребителей и любые виды товаров, расположенных на полках магазинов.

Следует понимать, что съёмка может производиться только в местах общего доступа (куда потребитель имеет свободный вход) – такие действия снимающего не являются противозаконными и не могут быть пресечены. Однако, как указано выше, продавец определяет  места в торговом предприятии, которые не предназначены для свободного доступа и, соответственно, граждане производить там фотографирование не вправе.

Как быть с объявлениями о том, что съёмка запрещена? Это является незаконным и не влияет на право потребителя делать фотографии внутри такого заведения. Теперь такая вывеска – это всего лишь просьба администрации, которую посетитель может проигнорировать.

Актуальная информация по вопросам защиты прав потребителей размещена на государственном информационном ресурсе (ГИР ЗПП) в сети Интернет zpp.rospotrebnadzor.ru, где представлены образцы претензий и исковых заявлений, информация о судебной практике и многое другое.

Напоминаем, что в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организован  Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках. Он предназначен для оказания консультативной помощи гражданам и юридическим лицам по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Телефон  8-800-555-49-43 (звонок бесплатный).