Кто контролирует маркировку бутилированной воды

На страже интересов общества и государства стоит Роспотребнадзор. Сотрудники ведомства инспектируют предприятия торговли, где продают упакованную воду и иную продукцию, подлежащую маркировке. По обращениям граждан ведутся внеплановые проверки.
Проверить оригинальность минеральной, природной и питьевой упакованной воды может каждый россиянин. Инструмент контроля – мобильное приложение «Честный ЗНАК». Этот софт преобразовывает камеру смартфона в сканер кодов Data Matrix. При несоответствии информации в коде и реальности потребитель через приложение направляет сведения в «Честный ЗНАК», а тот – в Роспотребнадзор. Инспекторы ведомства выявят и оштрафуют нарушителя на сумму до 300 тысяч рублей.

Этапы и даты ввода маркировки упакованной воды

С 1 апреля 2020 года начало эксперимента по маркировке бутилированной воды.

С 1 июня 2021 года завершение эксперимента.

С 1 сентября 2021 года производители и импортёры этих товаров должны зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».

С 1 декабря 2021 года производители и импортёры обязаны наносить коды Data Matrixна бутилированную минеральную воду.

С 1 марта 2022 года обязательная маркировка производителями и импортёрами остальных видов упакованных вод..

С 1 сентября 2022 года предприятия розничной торговли обязаны продавать маркированную бутилированную воду через кассу, с подачей сведений в «Честный ЗНАК».

С 1 ноября 2022 года по 28 февраля 2025 года объёмно-сортовой учёт обязателен для всех участников оборота бутилированной воды. Кроме продаж через онлайн-кассы, им вменяется обязанность указывать в УПД, отправлять контрагентам и в «Честный ЗНАК» сведения о выводе партий товаров из оборота – с указанием кодов групповых и транспортных упаковок. Разрешается не указывать коды каждого экземпляра товара.
Объёмно-сортовой учёт применяется при оптовых закупках/продажах со сменой права собственности, при списании для собственных нужд, из-за утраты/порчи и т. п.

С 1 марта 2025 года поэкземплярный учёт обязателен для всех игроков рынка упакованной воды: для импортёров и производителей, для оптовиков и розницы. В УПД потребуется вносить код каждой единицы товара, передавать эти сведения контрагентам и в «Честный ЗНАК».

Документы, регулирующие маркировку бутилированной воды

Документы, регулирующие маркировку бутилированной воды Постановление Правительства РФ No 841 от 31.05.2021.
Постановление Правительства РФ No 292 от 01.03.2021.

Постановление Правительства РФ No 348 от 27.03.2020 – о старте эксперимента.

Бутилированная вода, подлежащая маркировке

Маркировке подлежит следующая упакованная вода – её перечень утверждён Постановлением Правительства No 348 от 27 марта 2020 года.

ПОСМОТРЕТЬ ТАБЛИЦУ С КОДАМИ

Наказание за производство и торговлю упакованной водой без маркировки с 1 декабря 2021 года

За что накажут

Отсутствие Data Matrix кода

Ошибки в маркировке – например, неуказание или неверное указание в реквизите кассового чека «код товара» кода идентификации проданного товара

Неполная информация в коде обязательной маркировки
Что грозит за реализацию бутилированной воды
без маркировки

Производство и продажа продукции без маркировки – нарушение части 2 статьи 15.12 КоАП РФ и
Федерального закона от 11 июня 2021 года No 204-ФЗ. За это предусмотрены штрафы.
Штрафы за изготовление и торговлю упакованной водой без цифровых кодов маркировки предусмотрены как для производителей, так и для продавцов.

Штраф юридическим лицам от 50 000 до 100 000 ₽ с конфискацией продукции.

Штраф должностным лицам от 5000 до 10 000 ₽ с конфискацией продукции.
За продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в «Честный ЗНАК».
Юридическим лицам от 50 000 до 300 000 ₽

Должностные лица от 5000 до 10 000 ₽

Физические лица от 2000 до 4000 ₽

Состав кода цифровой маркировки бутилированной воды

Каждый код маркировки имеет двухмерную кодировку для шифрования большого объёма данных.

Код идентификации Data Matrix для воды содержит:

Для каждой бутылки

Код товара – 14 знаков

Индивидуальный серийный номер единицы товара – 13 знаков

Ключ проверки – 4 знака

Для транспортируемых упаковок с несколькими бутылками внутри

При оптовой продаже каждую бутылку с водой нужно промаркировать. Затем, при объединении (агрегировании)
отдельных бутылок в упаковки для транспортировки, для каждой упаковки формируется код-агрегат.