О девизе Всемирного дня прав потребителей 2023 года



Международная организация потребителей (CI) объявила, что девизом Всемирного дня прав потребителей, отмечаемого ежегодно 15 марта, в 2023 году является «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к потреблению экологически чистой энергии и продукции» («World Consumer Rights Day То Empower Consumers Through Clean Energy Transitions»).

Международная организация потребителей считает, что потребителей необходимо поддерживать и расширять их возможности для преодоления технологических, инфраструктурных, финансовых, информационных барьеров, которые стоят на пути изменения жизни и выделила основные потребности потребителей на пути к изменению поведения:

· Знания, ценности и осведомленность – потребители понимают необходимость и возможности для перемен.

· Наличие и доступность – потребители могут выбирать доступные варианты на рынке.

· Надежность и безопасность – потребители верят, что новые решения и технологии помогут поставщикам надежно и безопасно предоставлять услуги.

· Внедрение – потребители не сталкиваются с обременительными процессами при использовании новых решений и технологий.

· Использование – Потребители имеют возможность использовать новые системы или технологии эффективно и экономично.

· Ремонт и возмещение ущерба – потребители защищены надежными гарантиями и имеют доступ к адекватному обслуживанию, ремонту и возмещению ущерба.

Заданная тема Всемирного дня прав потребителей согласуется также с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 г. № 1523-р, в которой предусмотрены мероприятия по переходу к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике, способной адекватно ответить на вызовы и угрозы в своей сфере и преодолеть имеющиеся проблемы. Потребители, как участники рынка, могут внести свой вклад в переход к чистой энергии.

Кроме того, если потребители по всему миру начнут вносить изменения в свою жизнь: выбирать более чистые способы передвижения, приготовления еды, отопления, охлаждения и энергоснабжения своих домов, то это приведет к значительным сдвигам на пути предотвращения климатического кризиса.

Способы по энергосбережению в многоквартирном доме

Энергосбережение - реализация мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов, таких как электричество, тепло, вода, газ при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования.

Энергосбережение одна из приоритетных задач человека из-за дефицита основных энергоресурсов, возрастающей стоимости их добычи, а также в связи с глобальными экологическими проблемами.

Самая сложная проблема в экономии энергоресурсов - начать с себя, с воспитания в себе привычки бережно относиться к энергии, которую мы ежедневно потребляем для бытовых нужд. В повседневной жизни поможет осознанное понимание необходимости экономить потребление энергии гражданам и соблюдать режим энергосбережения.

Основным принципом работы современного дома является экономия энергии. Существует способы, когда экономия и рациональное потребление могут привести к повышению уровня жизни человека. Одним из таких способов является эффективное использование энергоресурсов в многоквартирном доме (далее - МКД).

Мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности в МКД, направлены на сохранение или повышение уровня комфорта собственников квартир и встроенных нежилых помещений. Выгоду от снижения энергопотребления получают конечные потребители коммунальных ресурсов. Поэтому именно потребители, в первую очередь, заинтересованы в сокращении расходов на оплату услуг ЖКХ.

В соответствии со ст. 12 ФЗ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В многоквартирных домах, введенным в эксплуатацию до вступления в силу вышеуказанного законодательного акта, энергоэффективные мероприятия необходимо проводить во время реконструкции или капитального ремонта.

В приказе N 98/пр от 15 февраля 2017 г. Минстрой РФ утвердил примерную форму перечня мероприятий, которые помогут управляющим организациям поддерживать и даже повысить класс энергетической эффективности дома.

Для экономии энергии в местах общего пользования следует установить датчики освещённости и движения, которые реагируют на движение или звук.

Чтобы снизить потери лучистой энергии через окна, можно провести дополнительные мероприятия для дверных и оконных конструкций: установить теплоотражающие плёнки на окна в помещениях общего пользования; заменить стекла на окнах в помещениях общего пользования на энергосберегающие; вставить в окна стеклопакеты с повышенным термическим сопротивлением, таким образом повысив теплозащиту окон и балконов до действующих нормативов в помещениях общего пользования.

Также Минстрой РФ предлагает использовать альтернативные, нетрадиционные источники энергии – установить: тепловые насосы; гибридную систему ГВС с аккумулированием тепла и тепловыми насосами, которые используют тепло грунта и вентиляционных выбросов; гибридную систему ГВС, работающую на солнечных коллекторах воды.

Организованный перечень мероприятий поможет рационально расходовать энергию и экономить ее, сократив расходы на оплату коммунальных услуг, тем самым сберечь семейный бюджет от ненужных расходов, а заодно природные ресурсы.

 

Потребителю на заметку. Минстрой разъяснил порядок установки датчиков утечки газа в жилых помещениях

 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме  от 16 февраля 2023 г. N 4296-ОГ/00 разъяснило, что жилищное законодательство не предусматривает обязательность установки датчиков утечки газа (сигнализаторов газа), датчиков для мониторинга окружающего воздуха и определения концентрации содержащейся в нем двуокиси углерода (СО2), а также любых других подобных датчиков и сигнализаторов в жилых и вспомогательных помещениях многоквартирных и жилых домов.
          Таким образом газоснабжающая организация не вправе предъявлять требование собственникам жилых помещений   по установке таких приборов, а их установка возможна только по желанию собственников. 

 

О правовом регулировании услуг общественного питания, в том числе доставки еды

В связи с развитием информационных технологий все больше предприятий общественного питания реализуют свою продукцию с доставкой на дом или офис, заказ которой осуществляется через «Интернет». Подобные предложения размещаются как на официальных сайтах предприятий, так и в социальных сетях типа групп «В Контакте» и прочее.

Учитывая популярность такого направления деятельности организаций общественного питания, следует еще раз обратить внимание потребителей на основные требования, которые законодательство о защите прав потребителей устанавливает для организаций, реализующих свою продукцию с доставкой и о правовых последствиях их несоблюдения.

Предоставление данных услуг регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020г. № 1515.

Одним из главных требований является обеспечение потребителя полной и достоверной информацией о предприятии общественного питания и реализуемой им продукции.

Условия оказания услуг.

Условия оказания услуги, в том числе ее цена, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации допускается предоставление льгот для отдельных категорий граждан.

Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (например, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).

Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю другие возмездные услуги (например, услуги ведущего, музыкальное сопровождение и др.). Однако, выполнять их без согласия потребителя не допускается. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, - потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Право на информацию.

На вывеске организации общественного питания размещается следующая информация:

- фирменное наименование организации;

- адрес;

- тип, класс и режим работы.

Индивидуальный предприниматель должен предоставить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию (например, розничная продажа алкогольной продукции), то необходимо довести до потребителя информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем, которая размещается в удобных для ознакомления потребителем местах («уголок потребителя»).

Информация об услугах должна содержать:

- перечень услуг и условия их оказания;

- цены в рублях и условия оплаты;

- наименование предлагаемой продукции с указанием способов приготовления блюд и входящих основных ингредиентов;

- сведения о весе (объеме) порций готовых блюд, объеме порции предлагаемой алкогольной продукции;

- сведения о пищевой ценности (калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления) и составе (в том числе, наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок (Е), БАД, наличие ГМО);

- обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должна соответствовать продукция общественного питания или оказываемая услуга;

- правила оказания услуг общественного питания.

Потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.

Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей на русском языке посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. Причем, потребитель должен иметь возможность ознакомиться с информацией, как в зале, так и вне зала обслуживания.

Предприятие общественного питания может иметь «рекламное» меню, однако по требованию потребителя должно предложить ознакомится с «юридическим» меню, в котором подробно указывается вся информация об услуге - технология приготовления блюд, состав (белки, жиры, углеводы, калорийность), наличие аллергенов, ГМО и т.д.

В барном меню (винной карте) указываются наименование, объем и цена алкогольной продукции в потребительской таре, или) наименование, объем и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя).

Важно!Исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции. Для проверки потребителем правильности меры и веса приобретенного блюда на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование (весы).

Порядок оказания услуг.

Исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением ее заказать, на условиях, согласованных сторонами.

При входе в некоторые заведения общественного питания можно встретить объявление о праве администрации отказать в посещении без объяснения причин. Это, в свою очередь, ограничивает права потребителей, ведь заведение обязано предоставлять свои услуги любому обратившемуся потребителю, причем условия должны быть одинаковы для всех. К тому же посетитель имеет право на получение всей необходимой информации, в т.ч. и по условиям прохода в заведение. Таким образом, формулировка «без объяснения причин» противоречит нормам закона. Информация должна быть полной и не должна носить дискриминирующий характер.

Важно!В организациях общественного питания есть возможность осуществить предварительный заказ стола – Правила оказания услуг общественного питания позволяют это сделать. Он может быть оформлен письменно, либо посредством телефонной, электронной или иной связи. Если за «бронирование» взимают деньги, – это не противоречит законодательству, но впоследствии эта сумма должна быть зачтена в счет заказа.

Момент и способ оплаты услуг (предварительная, после отбора блюд, после приема пищи, с авансом или без него, наличный или безналичный расчет) определяется соглашением сторон. При оплате заказа потребителю должны выдать документ, подтверждающий внесение денег (кассовый чек, счет или другие). Услуги должны быть оказаны потребителю в сроки, согласованные с ним.

Важно!Потребитель имеет право на отказ от заказанной им услуги. При отказе от заказанной услуги потребитель обязан оплатить исполнителю фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Таким образом, при заключении договора об оказании услуг по организации и проведению банкетов, предприятия общественного питания не вправе включать в его текст условие о том, что при отказе потребителя от данных услуг, внесенная сумма предоплаты возврату не подлежит. Исполнитель имеет право претендовать на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора (причем все расходы должны быть подтверждены документально).

В случае нарушения прав потребителей

При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору:

- назначить исполнителю новый срок;

- потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу;

- отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

Если потребитель обнаружит недостатки оказанной услуги, то он вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общепита;

б) уменьшения цены оказанной услуги, включая продукцию общепита;

в) безвозмездного повторного изготовления продукции общепита надлежащего качества.

Так, если в блюде были обнаружены посторонние предметы (например, мухи, стекло), то потребитель вправе потребовать повторно бесплатно приготовить блюдо надлежащего качества в срок, предусмотренный договором об оказании услуги, который был не надлежаще исполнен (другими словами, в первоначально установленный срок). Если еда приготовлена некачественно, то он вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общественного питания (например, разогреть, охладить, досолить, дожарить, доварить до готовности и т.д.). Кроме всего прочего, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Необходимо помнить, что исполнитель обязан иметь «Книгу отзывов и предложений», которая предоставляется потребителю по его требованию, а потребителю следует получить у исполнителя документ, подтверждающий оплату оказанных услуг (кассовый чек и т.д.).

Претензии к исполнителю услуг лучше всего оформлять письменно, в двух экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).

Услуги по доставке.

В большинстве случаев, реализация продукции общественного питания осуществляется через специальные сервисы владельцев агрегатора, поэтому владелец агрегатора обязан довести до сведения потребителей информацию о себе и о продавце (исполнителе).

Такую информацию владелец агрегатора обязан разместить на своем сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Информацию о продавце (исполнителе) владелец агрегатора вправе довести посредством размещения на своем сайте ссылки на сайт продавца (исполнителя).

Не менее важна информация о предлагаемой продукции общественного питания, которая также подлежит размещению на сайте.

Законодательство разделяет ответственность продавца (исполнителя) и владельца агрегатора.

Владелец агрегатора отвечает за достоверность и полноту предоставляемой потребителю информации о товаре (услуге) или о продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг).

В свою очередь, ответственность за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет продавец (исполнитель).

Тем не менее обращаем внимание потребителей на то факт, что если товар (услуга), в отношении которого потребителем внесена предварительная оплата на банковский счет владельца агрегатора, не передан потребителю в срок (услуга не оказана в срок), то владелец агрегатора возвращает потребителю по его требованию сумму полученной им предварительной оплаты товара (услуги) в течение десяти календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования.

При этом, важно знать, что потребитель обязан направить продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) в связи с нарушением обязательства о передаче товара (оказании услуг) в установленный срок.

 

Внимание! Потребителям и организациям, оказывающим физкультурно-оздоровительные услуги!

Потребителям и организациям, оказывающим  физкультурно-оздоровительные услуги!

Отношения между потребителями и исполнителем в сфере оказания физкультурно-оздоровительных услуг регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Кроме этого, с 1 сентября 2023 года вступят в силу правила оказания физкультурно -оздоровительных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2023г. № 129.

Правила оказания физкультурно -оздоровительных услуг предусматривают, что исполнитель (например, фитнес-клуб) должен довести их до сведенияпотребителей и заказчиков физкультурно-оздоровительных услуг. Это нужно будет сделать наглядным и доступным способом. Речь идет о размещении правил оказания физкультурно -оздоровительных услуг на сайте, информационном стенде, на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", странице в социальных сетях.

Порядок определения стоимости оказания физкультурно-оздоровительных услуг, предоставляемых организациями, являющимися автономными, бюджетными или казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. Организации иных организационно-правовых форм устанавливают стоимость оказания физкультурно-оздоровительных услуг самостоятельно.

Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать правила посещения организации, оказывающей физкультурно-оздоровительные услуги, и пользования физкультурно-оздоровительными услугами, не противоречащие законодательству Российской Федерации и правилам оказания физкультурно -оздоровительных услуг.

При выборе исполнителя физкультурно-оздоровительных услуг необходимо обратить внимание на то, какая информация предоставляется потребителям, каким образом оформляется договор. Исполнитель обязан до заключения договора, а также в период его действия, предоставить потребителю необходимую достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора:

 - перечень оказываемых физкультурно-оздоровительных услуг, форм и (или) условий их предоставления, в том числе информация о форме и порядке их оплаты;

- сведения о сроках оказания физкультурно-оздоровительных услуг;

- сведения об условиях изменения или расторжения договора;

- перечень и цена дополнительных платных физкультурно-оздоровительных услуг (при наличии), оказываемых исполнителем за отдельную плату в рамках заключенного договора, условия их приобретения и оплаты;

- перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании физкультурно-оздоровительных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-  способы оплаты физкультурно-оздоровительной услуги;

-  адрес, по которому принимаются претензии потребителя (заказчика);

-  номера телефонов исполнителя;

-  информация о Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Информация предоставляется исполнителем таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с ней неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени исполнителя, доводится до сведения потребителя (заказчика) в наглядной и доступной форме (информационный стенд, доска объявлений, сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", страница в социальных сетях).

При недоведении исполнителем до сведения потребителя (заказчика) информации об адресе для направления претензий такие претензии потребителя (заказчика), направленные по адресу фактического осуществления деятельности исполнителя, считаются полученными исполнителем. При этом при заключении договора дистанционным способом претензии потребителя (заказчика) могут быть направлены на адрес электронной почты исполнителя.

Договор оказания физкультурно – оздоровительных услуг может быть заключен в письменной форме, в том числе дистанционным способом с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки.

При заключении договора с потребителем (заказчиком) дистанционным способом исполнитель предоставляет потребителю (заказчику) подтверждение заключения договора на условиях оферты, которая содержит существенные условия договора, после получения исполнителем сообщения потребителя (заказчика) о намерении заключить договор. Указанное подтверждение должно содержать номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю (заказчику) получить информацию о заключенном договоре и его условиях.

Владельцам спортивных клубов и их клиентам следует внимательно изучить условия договора физкультурно – оздоровительных услуг, что может избавить вас от некоторых неожиданностей в повседневной практике.

Договор с клубом – главный документ, который регламентирует все стороны взаимоотношений исполнителя и заказчика. Договоры должны соответствовать действующему законодательству о защите прав потребителей. Несоответствие законодательству о защите прав потребителей, регламентирующего отношении исполнителя и заказчика, рассматриваются как недопустимые  условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей. В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителей ничтожны.

Исполнитель физкультурно-оздоровительных услуг не вправе без получения согласия потребителя оказывать дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от таких услуг, а если они оплачены вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Оплата услуг потребителем (заказчиком) путем перевода средств на счет третьего лица, указанного исполнителем, не освобождает исполнителя от обязанности осуществить возврат уплаченной потребителем (заказчиком) суммы как при отказе от исполнения договора, так и при оказании физкультурно-оздоровительных услуг ненадлежащего качества.

При оказании физкультурно-оздоровительных услуг исполнитель обеспечивает соблюдение требований к качеству их оказания в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации "О защите прав потребителей". Исполнитель обязан обеспечить инвалидам и людям с ограниченными возможностями здоровья условия для беспрепятственного доступа к местам оказания физкультурно-оздоровительных услуг, установленные законодательством Российской Федерации.

Порядок учета, хранения и утилизации (уничтожения) забытых вещей потребителя (заказчика) у исполнителя определяется исполнителем.

 

Рекомендации потребителю по энергосбережению ресурсов в сфере ЖКХ

Чтобы поддерживать повседневную жизнь людей и способствовать гуманитарному и экономическому развитию, миру необходима энергия. Производство и использование энергии, в свою очередь, представляет собой крупнейший в мире источник выбросов парниковых газов. Так как парниковые газы являются одним из факторов, обусловливающих изменение климата, страны всего мира ведут активную деятельность в целях перехода к экологически чистой энергии, изменяя свой подход к производству энергии.

Чистая энергия – это энергия, которая поступает из возобновляемых источников с нулевым уровнем выбросов, которые не загрязняют атмосферу при использовании, а также энергия, сэкономленная за счет мер по повышению энергоэффективности

 

Обеспечение энергосбережения и повышение  энергетической эффективности в ЖКХ.

Энергоресурсосбережение является одной из важных задач, так как потребление тепловой и электрической энергии — необходимое условие жизнедеятельности человека и создания благоприятных условий его быта.

Энергосбережение — это экономия топливно-энергетических ресурсов и связанных с ними затрат при производстве продукции и услуг, получаемая при соблюдении технологических параметров, обеспечивающих их высокое качество, отвечающее требованиям нормативов и стандартов. Получение экономии энергоресурсов и связанных с ними затрат достигается:

• применением более энергоэкономичных технических решений, в том числе на основе последних достижений науки и техники;

• повышением тепловой защиты жилых, общественных, произ­водственных, сельскохозяйственных и складских зданий и со­оружений;

• снижением постоянных составляющих энергозатрат, не связан­ных непосредственно с производством продукции и услуг;

• обеспечением качественных ремонтов и обслуживания энерго­потребляющего оборудования и систем, поддержанием его в исправном состоянии.

Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №261-ФЗ) устанавливает обязанность собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить оснащение таких домов индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (п. 5 ст. 13).

           Таким образом, установка приборов учета воды осуществляется за счет собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах. Согласно ч. 9 ст. 13 Закона №261-Ф3, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

               Согласно ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, до 1 июля 2013 года организации, осуществляющие снабжение и передачу энергетических ресурсов в объектах, которые не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
           Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

  В соответствии с подпунктом «у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Рациональный потребитель

Приобретая товары и услуги, потребитель ставит перед собой целью максимальное удовлетворение своих потребностей, получение наивысшего уровня полезности от потребления какого-либо блага. Однако потребитель не является абсолютно свободным в своем выборе. Он вынужден учитывать не только свои личные предпочтения, но и доход, имеющийся в его распоряжении, рыночные цены на интересующие его товары и услуги, другие факторы рыночной конъюнктуры. В связи с чем следует, что поведение потребителя должно быть рациональным.

Особенности продажи парфюмерной продукции, требования технического регламента к её маркировке

При продаже парфюмерии продавец обязан соблюдать требования:

Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей),

Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила продажи).

Обязательная маркировка парфюмерной продукции средствами идентификации в системе «Честный ЗНАК»

С 1 октября 2021 г. в розничной торговле продавец не имеет права предлагать к продаже немаркированную средствами идентификации парфюмерную продукцию (коды ТН ВЭД ЕАЭС – 3303 00 и ОКПД 2 группы 20.42.11 (духи, вода туалетная, одеколоны), т.к. введена обязательная маркировка средствами идентификации в виде кодировки в формате Data Matrix. Требования к обязательной маркировке духов и туалетной воды (в новом электронном формате) установлены Правилами маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1957.

См. более подробно об обязательных требованиях законодательства, предъявляемых к маркировке средствами идентификации духов и туалетной воды, в информации от 08.11.2022 на сайте в разделе «Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» вкладка «Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (см. ссылку https://42.rospotrebnadzor.ru/content/1251/115457/).

Обязательная маркировка парфюмерной продукции

согласно требованиям технического регламента

Парфюмерная продукция также должна соответствовать требованиям Технического регламента ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (далее – ТР ТС 009/2011), который устанавливает, среди прочего, требования к продукции (её составу, физико-химическим, микробиологическим, токсикологическим показателям, содержанию токсичных элементов и др.) в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно её назначения и безопасности.

Продукция, соответствующая требованиям ТР ТС 009/2011 и прошедшая процедуру оценки соответствия техническому регламенту, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ТС (далее – единый знак), его графическое изображение представлено ниже:

Продукция, не соответствующая требованиям технического регламента, не должна быть маркирована единым знаком и не допускается к размещению на рынке. Маркировка единым знаком осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке. Единый знак наносится на каждую единицу продукции (потребительскую тару, ярлык, этикетку) и/или товаросопроводительную документацию.

Информация о товаре, размещенная на упаковке, этикетке, открытке или листе-вкладыше, ярлыке должна содержать следующие сведения о товаре:

  • наименование, название (при наличии) парфюмерной продукции и ее назначение;
  • наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);
  • страна происхождения парфюмерной продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);
  • наименование и местонахождение организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства - члена ТС;
  • номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре, за исключением парфюмерной продукции номинальным объемом менее 5 мл, или ее пробника;
  • срок годности;
  • описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
  • особые меры предосторожности при применении продукции (при необходимости);
  • номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерной продукции;
  • сведения о способах применения парфюмерной продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерной продукции;
  • список ингредиентов/состав продукции (при этом, парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава).

Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном языке, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.

Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции, единицы измерения могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита.

Данные требования к маркировке также распространяются на пробники, предназначенные для передачи потребителям.

Оценка соответствия парфюмерной продукции требованиям ТР ТС 009/2011 проводится в форме декларирования соответствия.

Отсутствие указанной информации ставит под сомнение происхождение товара, его качество и безопасность.

Основные положения правил продажи,

порядка предоставления информации о продавце и товаре

Продавец обязан довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию о себе, как о продавце, а также предлагаемых к продаже товарах, обеспечивающую возможность правильного выбора.

Для индивидуального предпринимателя:

до потребителя должна быть доведена информация о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Для юридического лица:

продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске.

Режим работы государственных, муниципальных организаций устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Режим работы организаций иных форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно. Режим работы исполнителя доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному (ст. 11 Закона о защите прав потребителей).

Правила продажи в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения потребителей.

При продаже товаров потребителю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами.

На торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара.

Продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.).

В случае поступления претензии потребителя продавец обязан направить ему ответ в отношении заявленных требований.

Продажа товаров осуществляется с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".

В случаях если Правилами продажи предусмотрена обязанность продавца по предоставлению потребителю кассового или товарного чека, такая обязанность признается исполненной также при направлении потребителю кассового или товарного чека с помощью электронных и иных технических средств, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно требованиям Правил продажи, при реализации парфюмерии потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с запахом с использованием для этого бумажных листков, лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, предоставляемых изготовителями товаров, и другими доступными способами, а также с иными свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров.

Продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров путем использования национальных платежных инструментов (платежная система «МИР»), а также наличных расчетов по выбору потребителя. При оплате товаров продавцу запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов (ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей).

Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны (ст. 16 Закона о защите прав потребителей).

ВАЖНО! Право на обмен и возврат товара надлежащего качества, предусмотренное ст. 25 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 на парфюмерную продукцию не распространяется. Однако, покупатель вправе вернуть товар в магазин в случае, если в нем есть недостатки, либо если при покупке не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре.

Последствия продажи товара ненадлежащего качества (в т.ч. приобретённого дистанционно) установлены положениями, предусмотренными статьями 18 - 24 Закона о защите прав потребителей.

Ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре (в т.ч. приобретённого дистанционно) установлена положениями, предусмотренными статьями 12 Закона о защите прав потребителей.

Особенности покупки парфюмерии дистанционно

При дистанционном способе продажи продавец предоставляет потребителю полную и достоверную информацию, характеризующую предлагаемый товар, посредством ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети Интернет, и (или) в программе для электронных вычислительных машин, и (или) в средствах связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.), и (или) в каталогах, буклетах, проспектах, на фотографиях или в других информационных материалах.

Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, месте нахождения продавца, месте изготовления товара, наименовании продавца (изготовителя), цене и условиях приобретения товара, доставке, гарантийном сроке (при наличии), порядке оплаты, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Продавец или уполномоченное им лицо вправе ознакомить потребителя, заключившего договор розничной купли-продажи дистанционным способом продажи товара, с приобретаемым товаром до его передачи потребителю. Однако, в любом случае, приобретая товар дистанционным способом (например, через Интернет), потребитель (после получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи) должен получить от продавца подтверждение заключения такого договора на условиях оферты, содержащей все существенные условия договора.

Продавец обязан указать полное фирменное наименование (наименование) организации (если это юридическое лицо), фамилию, имя, отчество (при наличии) (если это индивидуальный предприниматель), а также основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер телефона. Информация доводится до потребителя посредством ее размещения на сайте (при его наличии) и (или) странице сайта в сети Интернет (при его наличии), а также в программе для электронных вычислительных машин (при ее наличии).

Доставленный товар передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя - любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа, либо иное (в том числе электронное) подтверждение заключения договора розничной купли-продажи или оформление заказа. В случае если доставка товара произведена в установленные договором розничной купли-продажи сроки, но товар не был передан потребителю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, на условиях, предусмотренных договором розничной купли-продажи.

Продавец доводит до потребителя информацию о форме и способах направления претензий. В случае если такая информация продавцом не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.

ВАЖНО! При дистанционном способе продажи потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3-х месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.

При отказе потребителя от товара надлежащего качества продавец должен возвратить ему уплаченную денежную сумму, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Топ-5 продуктов, вызывающих отечность

У здоровых людей отечность может появляться из-за сдвигов водно-солевого баланса.

Чаще всего мы отмечаем это явление после ночного сна – небольшая одутловатость лица, припухлость век, мешки под глазами. Почти всегда удается найти причину – скорее всего, накануне съели или выпили что-то не то. Что именно «не то», давайте разбираться вместе с Мариной Вершининой, ведущим экспертом Центра молекулярной диагностики CMD ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора.

Отеки появляются из-за того, что жидкая часть крови (плазма) просачивается через тонкие стенки капилляров и задерживается в тканях. Выраженные отеки развиваются на фоне хронических заболеваний почек, сердечно-сосудистой системы, при нарушении гормональной регуляции. Если день за днем вы наблюдаете припухлость век, испытываете сложности при снимании колец или надевании обуви, видите следы от резинок носков на голенях – пройдите обследование у врача. Если отечность связана с заболеванием, надо установить диагноз как можно раньше.

Важно знать: У людей с пищевой аллергией быстрое развитие отека лица и шеи может вызвать употребление продукта-аллергена. Такую реакцию называют отеком Квинке, или ангионевротическим отеком. Это состояние представляет серьезную угрозу для жизни и требует оказания экстренной медицинской помощи.

Какие продукты могут вызвать отечность

Молекулы некоторых веществ способны «притягивать» воду. Такие соединения называют осмотически активными. В основном это соли, белки, глюкоза. Употребление таких продуктов может привести к временному смещению водно-солевого баланса и вызвать задержку жидкости в организме.

  1.  Соленые продукты – безусловно, лидеры списка. Чипсы, орешки, сухарики, рыба, пицца и многое другое. Соли быстро всасываются в кишечнике, их уровень в крови повышается. Эффект можно ощутить практически сразу: возникает сильная жажда. Чтобы вернуть водно-солевой баланс к оптимальным настройкам, организму необходимо компенсировать избыточное количество соли дополнительным поступлением жидкости. Со временем регуляторные системы избавят организм от лишних солей и воды, но до этого момента в зеркале мы видим совсем не то отражение, к которому привыкли.
  2.  Алкоголь на втором месте в топе продуктов, вызывающих отечность. Молекулы этилового спирта и сами по себе способны задерживать воду. Плюс добавляется токсический эффект промежуточных продуктов расщепления алкоголя. Крепкие горячительные напитки часто употребляют с закусками, пиво – с солеными снеками. Поэтому даже умеренные дозы алкоголя практически не оставляют шансов проснуться без отеков под глазами.
  3.  Консервы. Возникновение отеков после употребления консервированных продуктов тоже связано в основном с действием соли. Хлорид натрия, или поваренная соль, – универсальный консерватор, который обеспечивает длительную сохранность пищевых продуктов и придает им вкус. Даже горошек или кукуруза в консервированном виде содержат изрядное количество соли. А уж огурцы, помидоры и рыбные консервы – вообще рекордсмены.
  4.  Продукты с большим содержанием сахара. Простые углеводы из пищи быстро всасываются в кровь. Как было сказано ранее, они также обладают осмотической активностью и способствуют накоплению жидкости. Наверняка многие знают, что сладкими напитками невозможно утолить жажду. Это все равно что пить морскую воду – ситуация только ухудшается. Чтобы компенсировать избыточное поступление сахара, придется выпить намного больше жидкости, чем это нужно в обычных условиях.
  5.  Арбузы и дыни. Содержат не только большое количество сахара, но и воду. Мочегонный эффект после употребления бахчевых связан именно с тем, что организму требуется быстро удалить излишки поступившей жидкости. Если почки не успевают справиться с дополнительной нагрузкой до ночного сна, то отечность утром гарантирована.

 

В заключение отметим, что специалисты по спортивному питанию связывают употребление молочных продуктов с развитием отечности из-за белков, микроэлементов и лактозы в их составе. Однако роль молока в возникновении отечности преувеличена. Многие взрослые люди плохо переносят лактозу из-за недостаточности фермента лактазы, и в этом случае от употребления молочных продуктов необходимо отказаться. Но если проблем с усвоением нет, вы не придерживаетесь какой-то специальной диеты, а главное, любите молоко, то включать его в список запрещенных продуктов не стоит.

 

Питание по сезону: зелень марта

Продолжаем рассказывать про сезонные продукты, которые Роспотребнадзор рекомендует включить в мартовское меню. Сегодня речь пойдет о полезной зелени: зеленом луке, черемше и щавеле.

Весной мы радуемся скорому пробуждению природы и появлению первой зелени. Увы, март – все-таки холодный месяц, и ждать появления первых листочков, которые будут радовать глаз, еще долго. Зато всегда есть возможность сходить в магазин и купить другой зелени – вкусной, сочной и питательной. А это значит, что у россиян есть постоянный доступ к большому количеству нужных организм пищевых веществ, и в том числе микроэлементов, содержащихся в каждом из видов зеленых растений. Это крайне важно в межсезонье, когда организм так нуждается в витаминной поддержке. Попробуем выбрать чемпионов по полезности среди зелени.

Петрушка

Петрушка – удивительный продукт: всего 50 г способны насытить наш организм суточной нормой витамина С. Он, в свою очередь, защищает нас от вредных бактерий и повышает иммунитет. Петрушка богата фолиевой кислотой, витаминами В, А, РР, Е, бета-каротином. Состав макроэлементов также разнообразен – калий, фосфор, кальций, магний, натрий, железо, цинк. Отдельно стоит один элемент, входящий в состав петрушки. Это селен. Он улучшает зрение и кожу, нормализует обмен веществ, благоприятно влияет на деятельность щитовидной железы, половую систему и желудочно-кишечный тракт. 

Для профилактики авитаминоза петрушку рекомендуют обязательно включать в рацион в зимне-весенний период. 

Зеленый лук

У зеленого лука много разновидностей, но их объединяет уникальный состав. В 100 г этой зелени также содержится дневная норма витамина С. В его состав входят каротин, эфирные масла, флавоноиды, витамины А и В, цинк, железо, кальций, магний, фтор, сера. Последняя и придает придает луку специфический резкий запах.

Свежая зелень лука используется в качестве профилактики простудных заболеваний, авитаминоза, улучшения пищеварения. Включение молодых перьев лука в рацион улучшает состояние волос, зубов и ногтей, положительно влияет на работу женской и мужской репродуктивной системы.

Черемша

Черемша всегда считалась превосходным средством для очищения желудка. Она стимулирует моторную функцию желудочно-кишечного тракта и нормализует секрецию. Зеленые острые листья благотворно влияют на обмен веществ, препятствуют накоплению «плохого» холестерина, снижают кровяное давление и обладают противопростудным эффектом. Такой список полезных свойств делает эту зелень полезной при кишечных и инфекционных заболеваниях. Она также насытит организм витаминами.

Щавель

Щавель называют «весенним королем». В его состав входят витамины C, K, E, B, биотин, бета-каротин, эфирные масла, дубильная, щавелевая, пирогалловая и другие кислоты, а также макро- и микроэлементы – магний, кальций, фосфор, железо.

Щавель используют для профилактики и лечения таких заболеваний как анемия, авитаминоз, колиты, ревматизм, заболевания ЖКТ и других. Щавелевая кислота способствует выведению токсинов и шлаков из организма. В народной медицине щавель используют в качестве кровоостанавливающего, желчегонного и противовоспалительного средства.

 

Рекомендации Роспотребнадзора: как защитить дом от «пищевой моли»

 «Пищевая моль» или южная амбарная огнёвка - один из наиболее распространенных и опасных вредителей запасов зерна и семян. Он обитает в европейской части России, на Кавказе и в Закавказье, Казахстане, Центральной Азии. Встречается также в Западной Европе, Северной Африке, Малой Азии, Канаде, Северной Америке, Австралии. Этот теплолюбивый вид может развиваться в хранилищах, мукомольных предприятиях, хлебокомбинатах и пивных заводах, кондитерских фабриках, жилых помещениях.

Огнёвка вредит запасам пшеницы, кукурузы, ржи, риса, пшена и продуктов их переработки, кондитерских изделий, особенно шоколадных конфет и пряностей, а также обрушенных семян подсолнечника, сои, толокна, какао, ядер миндаля и орехов, сушёных овощей и фруктов, лекарственного сырья и т. д. Кроме уничтожения запасов, гусеницы огнёвки засоряют их своими выделениями, распространяют болезнетворные бактерии и другие патогенные организмы. Именно гусеницы огнёвки наносят основной вред хозяйственной деятельности человека. При этом как гусеницы, так и бабочки могут наносить вред здоровью человека.

И гусеницы (личинки), и бабочки (имаго) огнёвки способны вызывать ринит, конъюнктивит, аллергии, дерматиты и различные бронхолегочные заболевания у людей как в результате непосредственного соприкосновении с этими насекомыми, так и при вдыхании фрагментов их тела или продуктов их жизнедеятельности. Развиваться эти аллергические реакции могут вполне самостоятельно, но они же могут выступить и в качестве триггера при формировании бронхиальной астмы, аллергодерматозов, ангионевротических отёков и прочих заболеваний. Источниками аллергенов могут быть не только взрослые особи и личинки огнёвки, но также и её куколки.

Как бороться с «пищевой молью»

Не приобретайте впрок и не храните продукты в больших количествах, особенно крупы, сахар, муку, кондитерские и макаронные изделия.

Если вы обнаружили огневку в доме или в квартире, необходимо проверить все пищевые продукты.

Все заражённые продукты следует сначала по возможности проморозить, а затем выбросить.

В тех местах, где были обнаружены бабочки и гусеницы огневки, необходимо произвести тщательную уборку, промыть с мылом, проветрить и просушить места хранения пищевой продукции.

Для борьбы с огневкой можно использовать только зарегистрированные липкие ловушки с феромонами, предназначенные для борьбы с так называемой «пищевой молью»

 

Заменители сахара и подсластители – какие бывают

Разберем 11 самых популярных сахарозаменителей – натуральных и синтетических.

Сахарозаменители – это химические соединения или вещества, которые вкусовые рецепторы человека определяют, как сладкие. В отличие от сахара они метаболизируются в организме с меньшей потребностью в инсулине, умеренное употребление не приводит к выраженной гипергликемии. Это относится к таким веществам как ксилит, сорбит, фруктоза.
Вещества, не обладающие или почти не обладающие энергетической ценностью и метаболизирующиеся без участия инсулина, не влияющие на уровень сахара крови, называют подсластителями. При оценке степени сладости сахарозамещающих веществ сравнивают их пороговые (минимальные) концентрации, при которых начинает ощущаться сладкий вкус.
Так, сладкий вкус при использовании сахара чувствуется при его содержании в стакане воды в количестве 700 мг. А сладость при использовании сахарина - при 1,6 мг (то есть сахарин в 400 раз слаще сахара). Также используют коэффициент сладости; у сахарозы он равен 1, у глюкозы 0,81, у фруктозы 1,73 (это наиболее сладкий сахар из всех естественных сахаров).

 

Натуральные сахарозаменители

Фруктоза. Углевод. Природные источники: ягоды, фрукты, мед. Коэффициент сладости – 1,2-1,7. На треть менее калорийна, чем сахар. В значительно меньшей степени влияет на уровень глюкозы крови, поэтому в умеренных количествах допустимо употребление людьми, страдающими сахарным диабетом. Однако даже полная замена сахара на фруктозу в рационе не исключает угрозу возникновения ожирения. Также рассматривается вопрос о том, что пищевой режим с высоким содержанием фруктозы и одновременным дефицитом магния может служить фактором, способствующим развитию метаболического синдрома с ожирением, гипертонией и резистентностью тканей к инсулину. Суточная доза – не более 30-40 г в сутки.
Мед. Включает в свой состав фруктозу, глюкозу, мальтозу, галактозу, лактозу, триптофан и алитам.

Эритрит (эритриол). Или «дынный сахар» – заменитель сахара, получаемый из природных источников. Внешне очень похож на кристаллический сахар. Уровень сладости эритрита составляет около 70% от уровня обычного сахара. При этом калорийность на 95% ниже, чем у сахара. Не вызывает кариес, метаболизируются без участия инсулина. Оказывает положительное влияние на углеводный обмен и снижает показатели оксидативного стресса. Часто используется в комбинациях с другими подсластителями, так как эффективно корректирует специфические вкусовые оттенки и нежелательное послевкусие, свойственные некоторым подслащивающим веществам. На сегодняшний момент эритриол заслуженно считается «золотым стандартом» сахарозаменителей и подсластителей.

 

Стевизоид. Гликозид. Получают из природного источника – листьев травянистого растения «стевия», произрастающего в Южной Америке и Азии. В 200 раз слаще сахара, бескалориен. Однако, обладает выраженным специфическим послевкусием, который значительная часть людей характеризует как неприятный. Безопасен, не имеет противопоказаний к применению.

 

Синтетические подсластители

В подавляющем большинстве не имеют энергетической ценности и не усваиваются организмом человека. Ассортимент подсластителей этого класса постоянно обновляется и расширяется благодаря использованию наукоемких инновационных технологий производства и химического синтеза.

Аспартам. Дипептид. Один из первых синтетических подсластителей. Малокалориен. Термически нестоек, его нельзя использовать в горячих блюдах. Выпускается в форме быстрорастворимых таблеток (1 таблетка заменяет 3-4 чайные ложки сахара (17-18 г) и порошка, которые добавляются в напитки и кондитерские изделия. Торговые наименования: Сусли, Сукрадайет, Сладис Люкс, Гинлайт, Милфорд цикламат, Милфорд аспартам, Новасвит, Blues, Дулко, Свистли, Сластилин, Нутрисвит, Surel Gold, Шугафри. Максимально допустимая суточная доза – 3,5 г.
Ацесульфам калия. Торговое наименование – Sweet One. Коэффициент сладости – 200. В безалкогольных напитках, особенно за рубежом, широко применяется смесь ацесульфама калия с аспартамом. Детям, беременным и кормящим женщинам употреблять не рекомендуется.Максимально допустимая суточная доза 1,0 г.


Сахарин. Коэффициент сладости – 400-450. Торговые наименования: Сукразит, Милфорд Зус, Сладис. Организмом не усваивается. Входит в состав многих таблетированных сахарозаменителей. Предполагается, что сахарин обладает канцерогенной активностью и оказывает неблагоприятное влияние на течение желчекаменной болезни; как побочный эффект после его употребления нередко возникает «синдром беспокойных ног» проявляющийся неприятными ощущениями покалывания в области голеней, стоп. Максимально допустимая суточная доза 0,2 г.


Цикламат. Коэффициент сладости – 50. Торговое наименование – Цукли. Чаще всего используется соли цикламата (цикламат натрия, цикламат кальция) и цикламатовая кислота. Цикламат обычно не используют в чистом виде, а добавляют в состав комплексных таблетированных сахарозаменителей. Все цикламаты легко растворяются в воде и термически устойчивы, могут использоваться в процессе приготовления горячих блюд. Противопоказаниями к его употреблению являются заболевания почек, период беременности и лактации. Цикламат натрия нежелательно употреблять людям с артериальной гипертензией. С 1969 года цикламат и его производные запрещены к применению в США и ряде европейских стран из-за подозрения, что они провоцируют почечную недостаточность. На территории Российской Федерации запрета на использование цикламата нет, более того, цикламат – один из наиболее часто использующихся подсластителей, что, возможно, объясняется его низкой ценой. Суточная доза не должна превышать 11 мг/кг массы тела.

Сукралоза. Производное сахарозы. Коэффициент сладости – 600. Торговое наименование – Спленда. Не влияет на уровень глюкозы в крови и не участвует в углеводном обмене; может использоваться беременными, кормящими матерями и детьми. Максимально допустимая суточная доза – 18 мг/кг массы тела.

Ксилит. Получают из отходов переработки кукурузы и хлопковых семян. Коэффициент сладости – 1,0. Энергетическая ценность и сладость аналогичны сахару, однако, ксилит не оказывает разрушительного влияния на состояние эмали зубов, предотвращает развитие кариеса, потому входит в состав некоторых зубных паст и жевательных резинок. Повышает секрецию желудочного сока, обладает желчегонным и слабительным действиями. Максимально допустимая суточная доза – 40-50 г в сутки.


Сорбит. Многоатомный спирт натурального происхождения. Содержится в плодах рябины, яблоках, абрикосах. Коэффициент сладости – 0,6, в 4 раза менее калориен, нежели сахар. Иногда сорбит добавляют в соки и прохладительные напитки в качестве консерванта.

 

Безопасно ли использовать сахарозаменители?

Рекомендуется не превышать рекомендованные безопасные дозы употребления сахарозаменителей и подсластителей. Синтетические подсластители активно применяются в питании людей менее 100 лет, в последние десятилетия активно синтезируются новые формы подслащивающих веществ. Можно сказать, что период накопления доказательной базы по безопасности подсластителей еще не завершен. 

При этом подсластители «первого поколения» синтезированные в начале и середине прошлого века (цикламаты и сахарин), по степени сладости и вкусовым качествам значительно уступают подсластителями нового поколения (аспартам, сукралоза, ацесульфам калия) как по органолептическим показателям, так и по количеству побочных эффектов.

 

Желательно использовать в своем питании сахарозаменители только эпизодически, в составе рациона со сниженным содержанием простых углеводов. При ежедневном, бесконтрольном употреблении подсластителей возрастает риск развития и закрепления неадекватной оценки калорийности простых углеводов, что нередко приводит к перееданию и прогрессии ожирения.

Прежде, чем начать использовать в своем питании сахарозаменители – проконсультируйтесь с врачом. Специалист поможет сделать оптимальный выбор подсластителя и его дозировку с учетом состояния вашего здоровья и наличия сопутствующих заболеваний.

 

 

 

Ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск Петрова Наталия Александровна